Day 28. Sicily, Segesta. Сицилия: Сегеста

Мощный архаический храм. Без крыши, открытый небу, ветру, свету. Тяжелый ударный ритм колонн, уходящих корнями в почву. Храм Солнца или Земли? Храм-фикция, храм-мираж?
"Храм никогда не был перекрыт. В нем не было культового помещения с жертвенником. У колонн нет каннелюр. Все это позволяет предположить, что храм никогда не был закончен. Кроме того, кажется по меньшей мере странной сама идея построить большущий эллинский храм в городе, где греческое население составляло ничтожное меньшинство.
Для чего же построен этот храм? Большинство современных историков разделяет мнение, что посвященный неведомому божеству храм имел представительское назначение. Обращаясь за помощью к Афинам, жители Сегесты хотели показать делегации потенциальных союзников свое богатство и могущество, символом которого и должен был стать величественный храм. Когда же союз был заключен, надобность в завершении храма отпала." («Сицилия. Земля вулканов и храмов» А. Г. Москвин)
“Положение храма странно: в верхнем углу широкой и длинной долины, на изолированном холме, да еще и окруженном скалами, стоит этот храм, господствуя над окрестными далями и кусочком моря. Округа покоится в печальном изобилии, все поля возделаны, но нигде не видно человеческого жилья. На цветущих головках цветов предаются своим мечтам бесчисленные бабочки… Ветер шумит в колоннах, как в лесу, и хищные птицы, с криками, парят над карнизом храма”. (И. В. Гёте “Путешествие в Италию”, 1787 г.)
"Точное время основания Седжесты не известно, хотя места эти были заселены элимами по меньшей мере в VI в. до н.э. Древнегреческий историк Фукидид рассказывает, что троянцы, уцелевшие после взятия Трои, отправились по Средиземному морю искать место для нового поселения. Они прибыли на северо-запад Сицилии и основали там два города: Сегесту и Эрикс. Первым - мифическим - королем города был Ацест, сын благородной троянки Эгесты и местного речного бога Кримиса. Первые исторические сведения о Сегесте относятся в 580 г. до н.э. когда из вооруженного столкновения Сегесты и Селинунта победителями вышли сегестяне. Население Сегесты в V в. до н. э. состояло из смеси элимов и ионийских греков, эллинизировавших коренных жителей. В 454 г. до н. э. снова вспыхивает война Сегесты и Селинунта. Постоянные ссоры с соседями вынуждают жителей Сегесты просить помощи у афинян. Те высылают разведчиков, которые высказываются за предоставление помощи. По мнению многих исследователей немалое значение в этом решении сыграл знаменитый дорический храм. Но афинские разведчики рассчитали плохо: за Селинунт вступились Сиракузы и афинская экспедиция 415-413 гг. до н. э. закончилась полным крахом. Тогда сегестяне обратились за помощью к Карфагену. Эта просьба оказалась более действенной, и Селинунт был разрушен до основания карфагенянами в 409 г. до н.э."
"На целое столетие Сегеста стала союзницей Карфагена. Но вот наступил 307 г. до н. э., когда сиракузский тиран Агафокл в наказание за отказ сегестян в экономической помощи разрушил город, жестоко убил многих его жителей, других продал в рабство. Агафокл даже изменил название города на Дикеополис, т. е. Город правосудия. Сегеста, однако, возродилась, и в 276 г. до н. э., когда на Сицилию пришла армия Пирра, сегестяне объявили себя союзниками царя Эпира, а через 15 лет переметнулись на сторону римлян. За этот поступок римляне не стали наказывать город за длительный союз с карфагенянами. Наоборот, опираясь на миф о происхождении горожан от троянцев, от Энея, почитаемого в Риме, сегестяне добились от римлян статуса вольного города, освобожденного от налогов." («Сицилия. Земля вулканов и храмов» А. Г. Москвин)
“Храм Сегесты воздвигнут у подножия горы, наверно, гениальным человеком, которому в озарении открылось то единственное место, где надо было его воздвигнуть: этот храм один оживляет беспредельность открывшейся панорамы, придает ей жизнь и божественную красоту.
На вершине горы, вдоль подножия которой нам пришлось следовать, чтобы дойти до храма, находятся развалины театра.
Когда попадаешь в страну, где греки жили или основали некогда свои колонии, достаточно разыскать их театры, чтобы найти место, с которого открываются самые красивые виды. Если они воздвигали свои храмы именно в тех местах, где последние производят наибольший эффект и лучше всего украшают пейзаж, то театры, наоборот, они помещали именно там, где глазу открывалась наиболее волнующая перспектива."
"Сегестский театр, расположенный на вершине горы, образует центр целого амфитеатра возвышенностей, окружность которого достигает по меньшей мере от ста пятидесяти до двухсот километров. Вдали, за ближайшими вершинами, глаз различает еще другие, а сквозь широкий пролет, прямо против вас, видно море, синее среди зеленых вершин.” (Ги де Мопассан “Сицилия”)

Comments